Легенда нелегального Байкала
В Иркутской области ведутся переговоры о продаже производства по розливу воды в поселке Байкал, предприятие принадлежит группе компаний «Байкал». Потенциальный новый собственник рискует получить полный набор неприятностей в случае заключения сделки — загрязненную воду вместо экологически чистого продукта, снос предприятия как самовольной постройки и негативную репутацию предыдущих владельцев.
Глубинные слои аферы
Группа компаний «Байкал» (учредитель — ЗАО «ВостокБайкалИнвест») пытается продать свое производство по розливу воды в поселке Байкал Иркутской области. Об этом неофициально сообщают источники в региональном правительстве. Оператором предстоящей сделки объявляется Андрей Карклин. «Он основной кредитор предприятия — торгового дома „Легенда Байкала“. Его задача — вести переговоры и убеждать потенциальных новых собственников, что бизнес в поселке Байкал якобы рентабельный. Хотя это далеко не так», — отмечает источник на условиях анонимности.
На первый взгляд, у А.Карклина есть все шансы найти интересантов: в Иркутскую область с завидной регулярностью приезжают делегации из Азии, которые хотят приобрести подобные активы. Вдоль побережья Байкала каждый год открываются новые предприятия по розливу воды. Особенно такой бизнес интересует китайцев, столкнувшихся с дефицитом пресной воды в своей стране: одни компании запускают совместные предприятия с российскими партнерами, а другие в обход законодательству открывают нелегальные цехи. Иркутяне жалуются, что несмотря на обмеление Байкала воду выкачивают и увозят в Китай при полном попустительстве проверяющих органов. Продукция выпускается в Иркутской области, при этом производители не указывают на упаковке ни местоположение производства, ни выходных данных предприятия. «Уровень воды в озере постоянно опускается, а полиция и прокуроры только закрывают глаза. Когда это закончится? Когда уже будет поздно спасать Байкал?» — сетуют жители региона.
Казалось бы, производство в поселке Байкал — прибыльное дело для нового собственника при соблюдении законодательства. ГК «Байкал» пытается выставить красивую ширму перед продажей предприятия: на официальном сайте можно увидеть фотографии производства, линии розлива воды и замечательно расписанную рекламу выпускаемой воды «Легенда Байкала». Нынешние владельцы уверяют, что воду добывают из «особых глубинных слоев, нетронутых цивилизацией», предрекают новые контракты в Азии, Европе и даже в США. Чтобы продать завод, компания спешно закупила оборудование и готова показывать «современное производство» потенциальным покупателям. Но реклама далека от действительности, предприятие не соответствует той иллюзии, которую пытаются создать его представители. Вместо рентабельного актива инвестор может получить сооружения, которые вот-вот пойдут под снос.
Декларация безответственности
В ГК «Байкал» скрывают несколько «пустяковых» деталей — само местоположение завода и условия его эксплуатации. Во-первых, у предприятия отсутствует зона санитарной охраны, которая является обязательным условием для любого водозабора или пищевого предприятия. На месте розлива «Легенды Байкала» утверждение санитарной зоны невозможно в принципе: на территории производства расположена железная и автомобильная дорога. В акватории, где расположен водозабор, работает порт Байкал, за счет ремонтных работ и зимних периодов отстоя судов идет загрязнение воды. Цех, где стоит оборудование розлива воды «Легенда Байкала», построен с многочисленными нарушениями градостроительного и экологического законодательства. Во-вторых, сооружения расположены в водоохранной зоне, в чем может убедиться любой желающий, открыв спутниковую карту. Согласно федеральном законодательству, такие строения на охраняемой территории Байкала запрещены. Производственные объекты на береговой линии — прямая угроза и непоправимый вред экосистеме жемчужины России. Согласно федеральном закону «Об охране озера Байкал», на Прибайкальской природной территории запрещается строительство и реконструкция хозяйственных корпусов, если проектная документация подобных объектов не получила положительное заключение госэкпертизы. Однако в обход градостроительным требованиям учредители ЗАО «ВостокБайкалИнвест» нелегально построили и эксплуатируют завод и склады площадью более 2,6 тыс. кв. метров. Остается загадкой, каким образом бизнесменам из Китая и местным «предпринимателям» удается зарабатывать на розливе воды, игнорируя букву закона.
Когда компания подавала в Росреестр декларацию для получения права собственности, владельцы отнесли свои постройки к категории объектов «вспомогательного использования». Это позволило получить им разрешение на строительство объектов пониженного уровня ответственности. То есть у «ВостокБайкалИнвеста» было право возводить только временные конструкции — например, бытовки, теплицы, контейнерные и сборно-разборные здания. Но на основании выданного разрешения компания построила объекты капитального строительства. «Действия общества по легализации построек были направлены на уклонение от государственного строительного надзора», — отмечают эксперты. Более того, сооружения были признаны самовольными постройками в Арбитражном суде Приангарья еще в 2011 году, в любой момент предприятие подлежит сносу. Если под производство будет найден новый собственник, незадачливый инвестор рискует однажды вместо ожидаемого прибыльного актива обнаружить руины. Более того, под боком от предприятия расположен работающий порт, которым ежедневно пользуется местный водный транспорт. Компания занимается розливом воды на загрязненной территории, у собственников нет согласованного проекта санитарной зоны водоисточника. Страшно представить, что именно выкачивают из прибрежной зоны порта. При этом владельцы производства не гнушаются спекулировать на имидже «сделано на Байкале».
Нажива на увольнениях
Иллюзия работающего и экологичного производства — это только вершина айсберга нелегального бизнеса «ВостокБайкалИнвеста». Если сейчас организация хотя бы пытается делать видимость работы, то в течение последних нескольких лет зарабатывала, продавая воздух. В начале 2010-х учредители и управленцы компании — Алексей Митяшин, Михаил Педорин и Юрий Ситников (бывший глава Восточно-Сибирской оперативной таможни — прим.) объявили о новом проекте, воспользовавшись нестабильной социальной ситуацией. В Иркутской области росло напряжение из-за предстоящего закрытия Байкальского целлюлозно-бумажного комбината (БЦБК) в Байкальске, к увольнению готовилось 1,5 тыс. человек. Тогда «ВостокБайкалИнвест» заявил, что его дочернее предприятие — ООО «Байкал Сан» готово запустить производство по розливу воды в Култуке (в 60 км от Байкальска) и трудоустроить 1/5 штата сотрудников БЦБК.
Предприимчивые бизнесмены обещали Култуку золотые горы — 2 млрд инвестиций и продажи 500 млн литров воды в год! Хотя реальная себестоимость производства была почти в шесть раз ниже заявленной, «ВостокБайкалИнвест» нашел много желающих инвестировать в проект. В «Байкал Сан» поверили и чиновники, и частный бизнес: из казны было выделено 350 млн рублей на строительство инфраструктуры, банк «Пересвет» выдал кредит в 37 млн рублей. Государственные средства были потрачены на строительство дороги к пустырям, которые так и остались заброшенными, а кредитные — ушли в неизвестном направлении.
Суммарно на производство ушло почти полмиллиарда рублей, но красивый проект так и остался только на бумаге. «Вызывает удивление, что такая деятельность не привлекла до сих пор внимание правоохранительных органов. По факту, бюджет Российской Федерации и Иркутской области пострадал, получив одни убытки из-за чужих обещаний, хотя слава „Байкал Сан“ дошла до Москвы. Люди специально приезжают в Култук, чтобы купить воду с несуществующего производства», — отмечают эксперты. Местные жители подтверждают, что их долго «кормили» словами о красивой жизни. «Так вот же стоит производство, уже несколько лет работает», — усмехаются они и обводят руками пустырь, на котором должен был появиться новый завод.
Ноль для кредитора
Несмотря на крах проекта в Култуке бизнесмены воспользовались созданной информационной волной, чтобы привлекать новые частные займы. Реклама, сделанная для «Байкал Сан», заманила новых заемщиков в проект в поселке Байкал. Воспользовавшись моментом, «ВостокБайкалИнвест» оперативно организовал видимость производства питьевой воды «Легенда Байкала». Самовольные постройки пригодились, чтобы спешно закупить оборудование и демонстрировать его любому желающему. Из озера Байкал бизнесмены нелегально выкачивают воду, а наивным кредиторам предлагают вложиться в «выгодное» предприятие. Как не заинтересоваться таким бизнесом, если государство уже потратило миллионы на подобный проект тех же предпринимателей?
Следует обратить внимание на работу юридических лиц, зарегистрированных по месту положения нелегального производства. Речь идет об организациях, зарегистрированных по адресу поселок Байкал, ул. Вокзальная 2. В период с 2008 по 2015 годы учредители инициировали процедуру банкротства и ликвидации нескольких дочерних организаций. Аферисты каждые два года одной и той же схемой — набирают кредиты, привлекают подрядные организации. Затем выясняется, что у юридического лица нет никаких средств к существованию, в кабинетах суда «прощают» все долги. Таким образом, исчезли средства, инвестированные в несколько предприятий, среди них — ООО «Байкальская вода», ООО «Байкал-Офф», ООО «Сибирский торговый дом „Байкальская вода“», ООО «Байкал Сан». Суммарная кредиторская задолженность в результате всего круговорота банкротства — порядка 230 млн рублей. Юрлица накопили долг перед налоговой службой в 22 млн рублей, перед простыми рабочими — в 2 млн рублей, перед подрядчиками и сторонними структурами — почти 70 млн рублей. В списке кредиторов, включенных арбитражным судом, регулярно можно увидеть фамилии самих Педорина и Ситникова, а также аффилированных структур Митяшина и Педорина — «Торговый дом «Байкал-Москва», «Энергия К», «ВостокИнвестРазвитие», «Норд-Косметик».
«Если собственники целенаправленно уходили от налогообложения, то такие действия можно квалифицировать по ст. 199 Уголовного кодекса РФ (уклонение от уплаты налогов с организации). При уходе от налогов в особо крупном размере и при доказательстве вины, фигурантам может грозить тюремное заключение на срок до шести лет. Если же мотив — уход от обязательств перед контрагентами, то тут может идти речь (в зависимости от состава преступлений) о мошенничестве, присвоении или преднамеренном банкротстве», — отмечают юристы. Если ликвидированные юрлица зафиксированы по одному адресу, у всех предприятий — одни и те же учредители и афиллированные с ними кредиторы, то такие совпадения заставляют задумать о криминальной подоплеке банкротств, отмечают эксперты.
Хотя «ВостокБайкалИнвест» ведет основную деятельность и владеет производством в Иркутской области, у компании отсутствует регистрация обособленного подразделения по месту нахождения имущества. Это является прямым нарушением Налогового кодекса РФ по статьям 19, 116 и 126.
Вклад «Пустой»
Очевидно, спекуляции на «экологически чистой воде» перестали давать свои результаты, поток финансирования со стороны частных лиц иссяк. Нелегальное производство теперь не приносит прибыль благодаря доверчивым заемщикам, поэтому Митяшин, Ситников и Педорин решили предпринять последнюю попытку заработать на чужих иллюзиях — продать предприятие в поселке Байкал. Следует помнить, что региональные власти и ученые уже не раз заявляли, что порт Байкал — это район, подверженный высоким антропогенным нагрузкам. В 2016 году в Лимнологическом институте РАН заявляли об обнаружении спирогиры в пробах байкальской воды, взятой в Лиственничном заливе. «Новые находки свидетельствуют, что в байкальских глубинах идет невидимая для глаз и непредсказуемая по последствиям перестройка донных сообществ. Вызванный загрязнением кризис в экосистеме озера далек от своего завершения», — отмечается в материалах РАН. Участники рынка прогнозируют, что предприятие около порта только отпугнет грамотных инвесторов. «Тем, кто желают начать свой бизнес, гораздо выгоднее строить с нуля новое производство, учитывая требования экологического законодательства», — резюмируют местные бизнесмены.
Чем прославился Алексей Митяшин?
В 2000 году Алексей Николаевич Митяшин был приговорен к пяти годам лишения свободы из-за реализации незаконных схем на посту председателя совета директоров «Сибирьэнерго». Первоначально уголовное дело в отношении афериста было возбуждено Красноярской краевой прокуратурой в марте 1996 года, в основу обвинения легли материалы Управления ФСБ по Алтайскому краю. Согласно материалам, представленным гособвинением, «Митяшин А. Н., имея умысел на завладение чужим имуществом в 1994 году, разработал экономическую схему, которая позволила ему и ряду руководителей предприятий энергетики завладеть средствами данных предприятий». По версии следствия, Алексей Митяшин предложил в 1994 году руководителю горно-алтайского Улулубанка Иннокентию Тенгерекову организовать на его базе Сибэнергобанк. В состав учредителей вошло 14 компаний энергосистемы Сибири, чтобы придать организации видимость очень крупного банка. Также в список учредителей было включено несколько физических лиц, среди них — Митяшин и Тенгереков. Затем Митяшин убедил генерального директора «Красноярскэнерго» Иванникова перечислить в созданный банк 2,8 млрд рублей, принадлежавших энергокомпании. Средства были отнесены к прибыли Сибэнергобанка, а часть средств была переведена на личные счета учредителей банка. Схемы были признаны незаконными, сумма украденного оценивалась почти в 3 млрд рублей.